Апрель 28, 2006
Бюджетирование в 10 схемах (продолжение)
Продолжение статьи Бюджетирование в 10 схемах
Схема 6. Способы планирования
Планирование | Преимущества | Недостатки |
1. Снизу-вверх | Минимум затрат для руководства | Отсутствие взаимосвязи планов подразделений |
2. Сверху-вниз | План отвечает целям компании | План часто не учитывает реальных возможностей работников и подразделений |
3. Смешанное | При правильной технологии лишен недостатков | |
4. Бюджетное | Жестко закреплен регламент планирования, планирование осуществляется на едином пространстве ССП и План отвечает целям компании |
Высокие затраты на первом этапе: детальная проработка стратегии компании, как правило, с привлечением внешних консультантов |
Комментарий.
Бюджетное планирование не противоречит первым трем видам планирования, однако
имеет существенные отличия:
- План как инструмент управления, а не как цели бизнеса (важен анализ
динамики изменения фактических показателей, а не их строгая согласованность с
планом: вполне возможно, что мы неверно спланировали, не учли некоторые
внешние или внутренние факторы). «План – ничто, планирование – всё!» -
Эйзенхауэр. - Высокий уровень формализации регламента планирования, подразумевающий
использование систем автоматизации (таких, как BPlan) - Распределение ответственности – бюджет как распределение прав и
обязанностей менеджеров в системе управления - Обязательная связь планирования с целями компании и постоянный мониторинг
исполнения плана (план-фактный анализ) - В целом, главное отличие в том, что планирование – лишь часть
бюджетирования, как системы управления: целеполагание – контроль – анализ –
формирование управленческого воздействия – корректировка бизнес цикла –
возврат на целеполагание.
Схема 7. Цикл управления
Схема 8. Постановка бюджетирования
Комментарий.
Регламент, закрепляющий функции бюджетирования в соответствующих Положениях, безусловно важен. Его отсутствие может свести на нет саму идею бюджетирования. Но в то же время при разработке регламента необходимо учитывать реальную необходимость ввода того или иного регламента и взвешивать его на весах пользы и вреда для бизнеса и для конкретных людей. Введение жесткого бюджетного управления может привести к увольнению ведущих сотрудников компании и фирма понесет огромные убытки.
Сбалансированными должны быть не только показатели управленческого учета, но и само управление.
Схема 9. Пример финансовой структуры
Комментарий.
Финансовая структура – это иерархическая система ЦФО (Центров Финансовой Ответственности).
ЦФО – структурная единица компании (холдинга), отвечающая за вмененные ей показатели и имеющая полномочия самостоятельно варьировать свою деятельность так, чтобы изменять эти показатели, в соответствии с целью своего бизнеса, в пределах общей цели компании (холдинга).
Виды ЦФО:
Вид ЦФО | Стратегия | Показатели |
Центр инвестиций | Поиск и распределение инвестиций, Анализ окупаемости инвестиций |
Объем инвестиций |
Окупаемость инвестиций | ||
Центр прибыли | Максимизация прибыли | Чистая прибыль |
Затраты | ||
Центр маржинального дохода | Увеличение дохода,Экономия переменных затрат | Доход |
Переменные затраты | ||
Центр дохода | Увеличение дохода | Доход |
Объем продаж | ||
Затраты | ||
Центр затрат | Экономия затрат | Переменные затраты |
Постоянные затраты |
Схема 10. Место бюджетирования в системе менеджмента качества (СМК)
СМК (ИСО 9001:2000) | Бюджетирование |
Ответственность руководства | |
Требования потребителей | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (договора, заявки, рекламации и т.п.) |
Законодательные требования | На уровне нормативных статей бюджетов |
Политика | Фиксация стратегии бюджетирования и предприятия в целом в терминах ССП |
Планирование | На уровне бюджетного планирования |
Система общего руководства качеством | На уровне регламента бюджетирования, на уровне измеримости стратегических целей, на уровне использования парадигмы ССП |
Анализ со стороны руководства | На уровне план-фактного анализа |
Общее руководство ресурсами | |
Людские ресурсы | На уровне учета и анализа показателей, отражающих качество подготовки кадров в соответствующих бюджетах и на уровне бюджета затрат |
Информация | На уровне фиксации управленческой политики и управленческой отчетности |
Инфраструктура | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели развития инфраструктуры |
Производственная среда | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели производственной среды |
Выпуск продукции и (или) услуги | |
Процессы, связанные с потребителями | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (отгрузка, рекламации и т.п.) |
Проектирование и разработка | На уровне бюджетов проектов |
Закупки | На уровне бюджета закупок |
Операции по производству и услуги | На уровне операционных бюджетов, на уровне бюджета готовой продукции и бюджета услуг |
Управление измерительными контрольными приборами | На уровне бюджета, отражающего состояние (качество) контрольных и измерительных приборов |
Измерение, анализ, улучшение | |
Измерение и мониторинг | На уровне мониторинга и анализа бюджетов |
Управление несоответствиями | Постоянный контроллинг посредством системы бюджетов (брак и прочие отклонения в процессах) |
Анализ данных для улучшения | На уровне план-фактного анализа |
Улучшения | На уровне коррекции соответствующих бюджетов, а также на уровне принятия решений на основе анализа отклонений |
Комментарий.
Ясно, что бюджетирование является одним из этапов разворачивания СМК на
предприятии, однако это очень важный этап, поскольку он наполняет конкретикой
измеряемых показателей не только стратегию, но и тактику управления в рамках
СМК.
Он является конкретной и методологически ясной ступенькой, с которой может
стартовать система менеджмента качества на Вашем предприятии.
2007-12-04 в 13:27
Отличная статья. Все очень просто и понятно. Перкрасная основа для обрастания методиками ))
2008-07-23 в 19:26
Действительно! Это всем пригодится.
2010-02-14 в 16:51
Просто ? Вы должно быть шутите. По крайней мере для студента второго курса не все так безоблачно